В субботу, 8 июля в стенах инновационной лаборатории FabLab MinatoMirai, расположенной на первом этаже кампуса Minato Mirai Университета Канагава, состоялось мероприятие под названием «Возрождение повседневной жизни Камакуры с FAB». Мероприятие, организованное совместно с властями города Камакура, предоставило участникам уникальную возможность в формате увлекательного практического семинара погрузиться в мир истории и фольклора, используя для этого культурные ценности города, такие как «Деревянные статуи двенадцати божественных генералов» и «Трафареты итадзимэ».
В первой части мероприятия представители Музея национальных сокровищ Камакуры и Музея истории и культуры Камакуры познакомили участников с историей и культурными особенностями представленных материалов. После этого состоялся практический семинар, на котором участники, вдохновленные этими культурными ценностями, создавали сумки собственного дизайна.
В рамках этой публикации, разбитой на две части, мы поговорим о культурных ценностях, 3D-сканировании и самом мероприятии. Оно проводилось в рамках соглашения о всеобъемлющем партнерстве, заключенного с властями города Камакура в сентябре 2021 года.
Объекты культурного наследия префектуры Канагава: деревянная статуя Инугами из коллекции «Двенадцать божественных генералов»
Статуя из коллекции «Двенадцать божественных генералов» отражает историю Инугами, одного из двенадцати божественных генералов, хранителей Якуси Нёрай в Окура Якусидо, храма, построенного Ходзё Ёситоки, ставшим главным героем прошлогодней дорамы «Тайга». Статуя обращает на себя внимание тщательно проработанными чертами лица, характерной прической и динамичной, исполненной силы позой.
Согласно летописи периода Камакура «Адзума Кагами», существует предание о Ходзё Ёситоки и «Инугами». В 1218 году Ёситоки сопровождал Минамото-но Санэтомо, третьего сёгуном сёгуната Камакура, в храм Цуругаока Хатимангу. На следующий год, когда Санэтомо был назначен министром правой руки и церемония проходила в том же храме, Ёситоки внезапно почувствовал недомогание, увидев белую собаку возле ворот башни. Вследствие этого он передал свои обязанности в особняке Минамото-но Накааки и вернулся домой. Позже, на обратном пути с церемонии, и Санетомо, и Накааки были убиты Кугё, и только Ёситоки, отсутствовавший на месте событий, остался в живых. Когда Ёситоки позже посетил Окура Якусидо, он узнал, что статуя собаки исчезла из него примерно в то время, когда было совершено убийство. Считается, что в день убийства Инугами превратился в белую собаку и спас жизнь Ёситоки.
Материальное культурное наследие города Камакура «Трафарет для окрашивания итадзимэ»
«Трафарет для окрашивания итадзимэ» — это шаблон, использовавшийся для создания узоров на ткани методом итадзимэ. Был обнаружен в яме, относящейся к позднему периоду Камакура. Узор на трафарете изображает цветущую сакуру, клены, ивы и сосны — деревья, которые обычно высаживались на площадках для игры в кемари (традиционная японская игра с мячом) в то время. В период Камакура кемари, изначально игра аристократов, получила популярность и среди самураев, привнося элементы аристократической культуры в жизнь камакурских воинов. Этот трафарет представляет собой ценную находку, поскольку свидетельствует об утонченности и культурном богатстве самураев Камакуры.
В ходе раскопок в городе Камакура было обнаружено множество предметов с разнообразными узорами, включая трафарет итадзимэ-зомэ Катаита. Эти артефакты имеют особое значение, поскольку меняют традиционное представление о суровых и аскетичных самураях, открывая новые грани их жизни и культуры.
3D-сканирование исторических и фольклорных материалов
Исторические и фольклорные артефакты, подобные упомянутым выше, подвержены разрушению после извлечения из земли. Для решения этой проблемы Университет Канагавы использует технологию 3D-сканирования. Сохраняя материалы в виде 3D-цифровых данных с помощью специальных устройств, университет может запечатлеть их внешнюю форму и цвет такими, какими они были на момент съемки. Более того, 3D-печать этих данных позволяет создавать реплики, которые легко использовать и изучать.
Для этого семинара Университет Канагавы выполнил 3D-сканирование и 3D-печать «трафарета для окрашивания итадзимэ». Однако 3D-принтер не смог воспроизвести всю тонкость оригинала. Поэтому для создания штампов «трафарета для окрашивания итадзимэ» были подготовлены данные для лазерной обработки на основе изображений.
В следующей части Университет Канагавы расскажет о самом семинаре.